«

»

Апр 07

Психолог: Реакция человека на теракты обнажает его морально-психологические установки

Различные социальные группы населения по-разному реагируют на известия о терактах, рассказал кандидат психологических наук Рамиль Гарифуллин. Как рассказал эксперт корреспонденту «Росбалта», эту разницу теперь можно наблюдать не только в жизни, но и познакомиться с нею в социальных сетях.

По словам Рамиля Гарифуллина, некоторые люди испытывают страх, панику, другие проявляют безразличие. Одни сочувствуют жертвам теракта, другие наслаждаются проявлениями своих садомазохических установок.

«Та социальная группа людей, которые часто находятся в местах массового скопления, регулярно ездят на транспорте, в метро, где высока вероятность теракта, сейчас будет страдать некими фобиями. Это будет продолжаться примерно в течение двух недель, а потом произойдет адаптация. А есть большая социальная группа людей, которых можно назвать наблюдателями или пассивными наблюдателями. Для них теракты — это что-то далекое, то, что называется деструктивной эстетикой или „ужасом вне одеяла“. Это когда мы лежим под одеялом, нам тепло и хорошо, а на экране идет „ужастик“. Так возникает своеобразный „контрастный душ“. Это тоже происходит на психическом автоматизме, когда люди, например, идут посмотреть на место катастрофы, но не для того, чтобы помочь, а чтобы быть пассивным наблюдателем, получить эту самую деструктивную эстетику», — сообщил психолог.

По словам Гарифуллина, одни люди после терактов становятся человечнее, а другие дают волю своему цинизму, в том числе в соцсетях. «Основанием духовности является способность чувствовать чужую боль как свою. Это главная составляющая эмпатии, которая сохраняет в нас человека. Теракты даже немного отрезвляют людей, грешные, потребительские установки социума на некоторое время умолкают, и люди больше обращают внимание на духовные ценности. Однако есть и такие социальные садомазохические группы, которые с удовольствием пугают других людей и наслаждаются от того, что народ пугается. Они формируют определенный информационный контент, который позволяет им насладиться своеобразной эстетикой, когда люди пугаются, шарахаются от чего-либо. Они получают „кайф“ от такой манипуляции. Это тоже психический автоматизм, часто нерегулируемый, проявляется, в том числе, в деструктивном творчестве, на котором, например, основан кинематограф. Посмотрите, какие фильмы собирают основную кассу: основанные на феномене ужаса, смерти, апокалипсиса», — заметил ученый.

Рамиль Гарифуллин подчеркнул, что феномен терроризма будет использоваться и в политических целях. «Терроризм иногда кому-то нужен для получения политических или экономических дивидендов. В условиях политизированности, „воинственности“ населения, которые являются продуктом идеологической обработки, будет расти ура-патриотизм и т. п. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть наши телеканалы», — констатировал эксперт.

Источник: rosbalt.ru