«

»

Окт 22

Специалисты ЕКА получили данные, раскрывающие причину молчания посадочного модуля Schiaparelli

Посадочный модуль Schiaparelli российско-европейской миссии ExoMars 2016 продолжает оставаться недоступным для контакта, а специалисты Европейского Центра космических операций (European Space Operations Centre, ESOC) в Дармштадте, Германия, не прекращают искать объяснения и подсказки относительно нынешнего состояния и дальнейшей судьбы этого космического аппарата. Пакет новых данных, полученный вчера от орбитального аппарата Trace Gas Orbiter (TGO), указывает на то, что парашют модуля Schiaparelli, возможно, открылся слишком рано во время входа модуля в марсианскую атмосферу 19 октября 2016 года. Это сделало невозможным выполнение процедуры нормального торможения, и в результате этого модуль, предположительно, потерпел крах на поверхности Красной Планеты.

Напомним нашим читателям, что орбитальный аппарат TGO успешно вышел на стабильную орбиту вокруг Марса после 136-минутного включения его двигателя. Когда «материнский корабль» выполнял этот маневр, модуль Schiaparelli, который отделился от него несколькими днями ранее, выполнил свой шестиминутный маневр, который является началом процедуры входа в атмосферу планеты.

Сигнал радиомаяка модуля Schiaparelli был принят на Земле при помощи радиотелескопа Giant Metrewave Radio Telescope (GMRT), расположенным Пуне, Индия. Помимо этого сигналы от модуля фиксировались орбитальными аппаратами TGO и Mars Express, и именно данные, собранные этими аппаратами и переданные на Землю в четверг 20 октября 2016 года, позволили уточнить картину произошедшего. Оказывается, сигнал маяка модуля Schiaparelli был окончательно потерян уже после его входа в марсианскую атмосферу на гиперзвуковой скорости, а не за какое-то время до начала процедуры входа в атмосферу, как считалось ранее.

Как показывает предварительный анализ телеметрических данных, проведенный специалистами Европейского космического агентства, модуль Schiaparelli выполнил большинство шагов процедуры спуска в строгом соответствии с заданием. Его высокотемпературный щит успешно справился с защитой модуля, он выполнил роль тормоза,, снизившего скорость модуля с гиперзвуковой до сверхзвуковой, после чего он был сброшен. В телеметрических данных вроде бы содержатся некоторые намеки на то, что и тормозной парашют модуля был активирован должным образом, но подтвердить этот факт невозможно из-за того, что именно в этот момент телескоп GMRT и орбитальный аппарат Mars Express потеряли сигнал от модуля Schiaparelli.

Специалисты ЕКА считают, что причиной катастрофы стала некоторая «торопливость» работы системы управления модулем Schiaparelli, которая произвела отстрел высокотемпературного щита и выпуск тормозного парашюта несколько раньше, чем требовалось. Высказано предположение, что так же раньше были включены и тормозные реактивные двигатели модуля, которые не смогли эффективно сработать с учетом непогашенной высокой скорости спуска модуля. И в результате этого модуль Schiaparelli, не сумевший затормозить должным образом, врезался на высокой скорости в поверхность Марса и, быстрее всего, разрушился.

Все вышесказанное является на нынешний момент времени лишь предположениями, пусть и подкрепленными некоторыми имеющимися фактами. А окончательные точки над «i» могут расставить углубленный анализ полученной телеметрии и дополнительные наблюдения за поверхностью планеты, проведенные при помощи камер орбитальных аппаратов.

«К счастью, мы получили данные, позволяющие установить все шаги процедуры входа в атмосферу и спуска, которые выполнял экспериментальный модуль Schiaparelli. И по этим данным, я надеюсь, мы установим причину того, что не дало модулю совершить запланированное мягкое приземление» — рассказывает Дэвид Паркер (David Parker), один из директоров ЕКА, — «С технической точки зрения нам удалось получить практически все, что мы ожидали от нынешней операции, мы имеем полный набор невероятно ценных данных. И углубленный анализ этих данных, который мы произведем в самое ближайшее время, позволит нам избежать повторения такой же ситуации в следующей миссии».

Источник: dailytechinfo.org