«

»

Апр 17

Деньги под горой

Деньги под горой18.04.2017

Алтай переживает бум развития гостиничных комплексов — на туристах решили заработать и новосибирские бизнесмены

В числе резидентов особой экономической зоны «Бирюзовая Катунь» на Алтае появились 2 компании с новосибирскими корнями: они планируют построить гостиничный комплекс и сеть кемпингов. Эксперты пока относятся к этому туристическому кластеру скептически, считая, что на Алтае можно найти места и получше. Какие районы могут стать «туристической Меккой», во сколько обойдется ценный гектар у подножия гор и сколько можно заработать на туристах, узнавала корреспондент НГС.БИЗНЕС.

Новосибирские инвестиции потянулись в особые экономические зоны: в конце прошлой недели портал Altapress.ru сообщил о том, что компания «Актив Парк», которая принадлежит владельцу строительной компании «ИндексСтрой» Сергею Жукову, вложит 500 млн руб. в проект гостиничного комплекса в ОЭЗ «Бирюзовая Катунь».

Согласно данным «СПАРК», новый проект станет не первым туристическим бизнесом Сергея Жукова на Алтае: ему уже принадлежит построенный в 2012 году экоотель «Алтика» на 43 номера на берегу Катуни.

По информации алтайского портала, новый комплекс «Актив Парк» будет рассчитан на 120 мест. Помимо номеров, в нем будут предусмотрены конференц-залы и инфраструктура для активного отдыха. Сообщить дополнительные подробности корреспонденту НГС.БИЗНЕС в компании отказались, поскольку проект еще находится на согласовании.

Как рассказал генеральный директор ОЭЗ «Бирюзовая Катунь» Алексей Репин, «Актив Парк» стал их резидентом еще в декабре. В апреле на экспертном совете ОЭЗ одобрили заявку компании «Кемпинг Катуни» — и тоже с новосибирскими корнями: по данным «СПАРК», она на 99 % принадлежит рекламной группе «Си Эйч Коммьюникейшенс». Компания планирует за 120 млн руб. создать несколько кемпинговых комплексов различного уровня комфортности, пишет «КоммерсантЪ».

В алтайской ОЭЗ уже работают несколько гостиничных комплексов, но как «туристическую Мекку» ее пока не воспринимают

ОЭЗ «Бирюзовая Катунь» развивается с 2007 года. Она занимает более 3,3 тыс. га на берегу Катуни со стороны Алтайского края, рядом с игорной зоной «Сибирская монета». За это время, по словам Алексея Репина, здесь успели построить всю необходимую инфраструктуру.

Резидентами зона заполнена более чем наполовину — это туристические и гостиничные комплексы, горнолыжный комплекс, искусственное озеро с аквапарком и аттракционами, кафе и рестораны. «23 объекта построено, 3 объекта сдано в прошлом году, в этом году также планируются к сдаче объекты строительства на тысячу мест», — подсчитывает гендиректор ОЭЗ.

Средние сроки окупаемости, по его словам, составляют 7–10 лет. И это, подчеркивает Репин, дискредитированные подсчеты, учитывающие все риски, включая изменения цен, поэтому фактически проекты могут окупиться и раньше. Тем более что на территории ОЭЗ действуют преференции для инвесторов: различные налоговые льготы, льготные условия аренды, субсидирование банковских кредитов.

По данным официального сайта Особых экономических зон (РОСОЭЗ), сегодня все резиденты «Бирюзовой Катуни» — российские. Но интерес к ней проявляют и иностранные инвесторы. «Интерес есть, но с учетом тенденций и трендов, связанных с взаимоотношениями с зарубежными компаниями, сложно им принимать такие решения, все ожидают какого-то потепления», — объяснил Алексей Репин.

Опрошенные НГС.БИЗНЕС участники рынка перспективы ОЭЗ «Бирюзовая Катунь» оценивают довольно скептично: по их мнению, на роль «Мекки туризма» больше бы подошел Чемал — в Республике Алтай. «Если они будут продолжать вкладываться, будет интересно, — рассуждает управляющий партнер земельного агентства «Весь Алтай» Юлия Меренчук. — Другое дело, что люди едут на Алтай в горы, а там не совсем горы, скорее холмы».

Доля новосибирцев среди туристов на Алтае все еще остается достаточно высокой — порядка 70 % от общего числа. 

Однако эти данные справедливы не всегда, отмечают в компании «Алтай Тур»: «Из Новосибирска едут в основном отдохнуть на базу на выходные, а у нас многодневные маршруты», — объясняет менеджер компании Марина, добавляя, что куда больше туристов к ним приезжает из европейской части России.

Это подтвердили и в службе бронирования «Алтики»: «Если раньше гости ехали из близлежащих регионов, таких как Новосибирск, Омск, Барнаул, Бийск, то за последние 2 года география туристов расширилась, стало значительно больше гостей из Центральной России», — сообщили в компании.

Среди услуг туристического кластера Алтая появилось и популярное направление — горнолыжный комплекс

Между тем в агентствах отметили дефицит «приличных» турбаз и отелей: большая их часть — с удобствами на улице, тогда как европейский и тем более зарубежный турист привык к комфорту. «У нас только начал развиваться туризм, — подчеркивает менеджер компании «Эквесто Интернейшнл» Татьяна. — Где-то в Акташе, или в Кош-Агаче, или в Коксе разместить в хороших гостиницах людей проблематично».

«Если брать статистику конкретно по Чемальскому району, то благоустроенных, хороших, дорогих баз порядка пяти и они все на слуху — это «Алтика», «Орлиное гнездо», «Марьин остров». И это базы, которые заняты на все лето вперед», — соглашается Юлия Меренчук.

При этом в последние годы число турбаз выросло не меньше чем на 30 %, оценивает Меренчук: активная пропаганда внутреннего туризма подействовала на их строительство, как дождь на грибницу. 

«Строят, строят и строят, — говорит эксперт, особо отмечая берега Катуни и Аи. — Где еще 2 года назад не было ничего — уже стоят базы».

По информации Меренчук, хотя все туристические зоны уже практически застроены, найти подходящий для строительства земельный участок еще можно. Самый дешевый обойдется от 350 тыс. руб. за 14 соток в деревне с доступной для подключения линией электросети, однако это чуть ли не единственное инфраструктурное удобство.

Самые дорогие и удобные участки с хорошим видом, подъездом и мощностями, пригодными для строительства отеля или турбазы, будут стоить уже от 100 тыс. руб. за сотку или 10 млн руб. за гектар. Чаще всего такие участки покупают инвесторы из Москвы, в прошлом году, например, они скупили порядка 10 га берега Катуни, вспоминает Юлия Меренчук.

Основной доход бизнесу на Алтае приносит не отельное размещение туристов, а организация их досуга

«Надо ведь еще понимать особенности Чемальского района: идет река, неширокий берег вдоль реки, где деревни стоят, и слева под горой небольшое пространство. Места не очень много, район вытянут вдоль реки», — объясняет она.

Доход от базы может зависеть и от места ее расположения, и от комплекса услуг, которые получат туристы. База отдыха в 50 км от Чемала, по словам Меренчук, может приносить порядка 3 млн руб. за сезон, если в ней дешевое проживание, но хорошо налажены круглогодичные экскурсии, конные походы и сплавы, есть собственная техника и партнерские отношения с турагентами.

Территории на юге Чемальского района считаются наиболее перспективными для развития туризма: там пока экзотическая природа — степной ландшафт в окружении гор. «Люди же едут на природу, им нужна экзотика, красота какая-то, и там как раз та местность, на которую можно делать ставку», — считает управляющий партнер «Всего Алтая». Сейчас гектар земли там можно купить за 350 тыс. руб., но, как только завершится сегодняшнее строительство дороги, цены взлетят, уверена эксперт.

Стоит при этом помнить, что туристический сезон на Алтае пока еще непродолжительный — фактически 3–5 месяцев. Однако последние 2 года были для местных бизнесменов удачными, отмечает Юлия Меренчук. «Они очень сдержанно уже второй год говорят в конце лета: был очень хороший сезон. Они не называют, естественно, цифр, но говорят, что был очень хороший сезон. Настолько, что в пик отпусков тут ходят по деревням, по домам и спрашивают, нет ли места переночевать», — уверяет она.

Источник: news.ngs.ru