«

»

Окт 30

Эксклюзив SPLETNIK.RU: Ирина Горбачева о феминистках, мужских изменах и «Аритмии»

Ирина Горбачева

В прокат выходит нашумевшая «Аритмия» Бориса Хлебникова, главную женскую роль в котором сыграла актриса Мастерской Петра Фоменко и звезда Instagram Ирина Горбачева. SPLETNIK.RU встретился с девушкой, покорившей сеть своими пародиями, и узнал, что она думает о феминизме, мужских изменах и съемках в откровенных сценах.

«Аритмия» Бориса Хлебникова, который вернулся в кино после пятилетнего перерыва, стала одним из самых громких фильмов года. Победа на «Кинотавре», восторженные отзывы критиков, зрительская любовь… Во многом это заслуга и актеров, исполнивших главные роли — Алексанра Яценко и Ирины Горбачевой. В фильме они играют супругов на грани развода: они любят друг друга, но не слышат. Он — врач скорой помощи, который, устав от проблем с начальством, бюрократии и дремучих пациентов, не замечает, что жена отдаляется от него. Она… она не может жить так дальше.

Постер фильма «Аритмия»

Расскажи, как ты попала в проект? Как получила сценарий, чем он понравился, как шли пробы — в общем, как все начиналось?

До кастинга я с Борей (Хлебниковым — прим. ред.) не была знакома. К своему стыду, я вообще плохо знала, кто такой Борис Хлебников. Но мой супруг Гриша Калинин, когда узнал, что я иду на пробы к Хлебникову, сказал: «Ты что, это же Боря! У него очень крутые фильмы!». Так что он меня подготовил. Страха не было, было желание попробоваться. Я увидела очень хороший сценарий, он сразу меня пробил на слезы.

В одном интервью ты говорила, что драматические истории — это не про тебя, что фильмы про «пострадать» тебе не очень близки. Но с «Аритмией» же как раз такой случай: это история все-таки про драму и про страдания. И зритель сразу подключается к страданиям твоей героини.

Драма драме рознь — все зависит от сценария. Я не люблю страдать и страдающих людей в кино: когда у героини кого-то убивают, когда идет война… В таких историях часто есть откровенно манипулятивные приемы: просто начинают давить на кнопку «слезы». Вот это не про меня. А хороший драматический материал я люблю. В «Аритмии» есть крепко написанная история: это не про пару, которая решила развестись, потому что муж страдает алкоголизмом, — у них все все гораздо сложнее. Это история про то, что они рассинхронизировались, перестали общаться. У них кризис — кризис среднего возраста и просто кризис в отношениях. Первый серьезный кризис.

Фильм понравился не только критикам, но и зрителям — приз зрительских симпатий на «Кинотавре» тому подтверждение. Многие называют картину «очень светлой» и радуются, что «все хорошо закончилось». Но ведь хеппи-энд в фильме довольно условный. Как ты сама видишь будущее этих героев? Для тебя это хеппи-энд или нет?

Финал, безусловно, оставляет ощущение надежды. Надежды на то, что эта пара будет вместе. После просмотра фильма я рыдала, мне хотелось обнимать своего супруга и целовать его и радоваться, что мы вместе. Мы с ним люди, которые прошли через нечто похожее в своей жизни. У нас не так много примеров в российском кинематографе, чтобы кино тебя по-настоящему цепляло и трогало за живое. Чтобы после фильма ты думал о прошлом, думал о себе, своей семье, своих взаимоотношениях. Это то кино, которое говорит со зрителем.

Кстати, есть другие российские фильмы, которые тебя тронули? Может, не так сильно, как «Аритмия», но все же задели?

Хороший вопрос. Почти все фильмы Михалкова меня трогают до сих пор. Самый любимый — «Обломов» и «Неоконченная пьеса для механического пианино». Я рыдала навзрыд над каждым.

В «Аритмии» есть очень откровенная сцена, в которой ты снялась обнаженной, чего многие не ожидали. Не каждая актриса способна на такое. Ты знала сразу, что такая сцена будет в сценарии? Легко ли далось решение сняться в ней, или были какие-то внутренние сомнения?

Конечно же, читая сценарий, я понимала, что там есть постельная сцена. Более того, на пробах у нас была как раз та сцена, которая идет сразу после этой постельной. Я понимала, что сцена есть, но как она будет сниматься, не знала. Я до конца не понимала вообще степень откровенности! Конечно же, был страх. Одна лампочка, очень контрастный свет, очень яркий… Но с Борей и Сашей (Яценко — прим. ред.) было спокойно. Ткань фильма была приближена к к документальному сосуществованию, поэтому не хотелось врать, прятаться и трястись — если идти, то идти до конца, и идти смело, не стесняться.

Я не могу сказать, что у нас получилось все с первого дубля, это было сложно психологически. Я начала очень нервничать, попросила, чтобы мне дали коньяку, и перед каждым дублем делала глоток, чтобы немножко расслабиться и отключить голову. Вокруг люди, оператор, звук, фокус… В итоге, когда я увидела эту сцену, то просто вжалась в кресло. Конечно, меня она сильно шокировала, ведь я первый раз принимала участие в постельной сцене. Не знаю, буду ли я теперь после этого участвовать в постельных сценах…

Это все равно какой-то странный психологический момент: вроде бы мы артисты, вроде бы мы это играем, но ведь мы на самом деле трогаем друг друга и целуем друг друга. Все по-настоящему! Почему все постельные сцены в кинематографе привлекают внимание? Не из-за того, что зритель возбуждается, а из-за того, что зритель понимает, что все происходит на самом деле. Люди действительно друг друга целуют, прикасаются друг к другу, обнимаются. Это всегда правда, и она не может не цеплять зрителя. И всегда интересно, как именно снята такая сцена. У нас это сделано как-то очень нелепо, и это была задумка Бори, ведь в жизни все зачастую так и происходит.

Ирина Горбачева и Александр Яценко в фильме «Аритмия»

Свои ролики в Instagram ты снимаешь сама, импровизация — твой конек, а могла ли ты импровизировать на съемках «Аритмии» или все было строго по сценарию?

Мне кажется, у Бори практически никогда нет готового плана и абсолютно ясного ответа на то, что на самом деле сейчас происходит между двумя героями. Мы на берегу договорились, прочли сценарий вместе, поняли, что здесь происходит, что мы правильно понимаем направление, а дальше все имело характер этюдного существования: мы с Сашей сами что-то придумывали и предлагали.

Александр Яценко сыграл замечательно, но…

А ты, Ир, не очень! ( смеется)

…но вот поведение его героя, оно, мягко говоря, конечно, вызывает много вопросов. Да, понятно, что у него сложный период, но если не брать это во внимание, то по факту остается следующее: он не уделяет внимания жене, приводит друзей домой, когда она возвращается после ночной смены…. Складывается впечатление, что он не заботится о ней, что она ему не нужна. Чем можно оправдать такое поведение мужчины? Допустимо ли оно не для твоей героини, а для тебя?

Слушай, тут такая история, что со стороны нам всегда виднее: мы можем посмотреть на какую-нибудь свою подружку и ее мужа, осудить их, спросить, почему она с ним или почему он с ней? Но это жизнь. В отношениях всегда есть период гармонии, влюбленности и взаимопонимания. И если этот период был достаточно продолжительным, то память о нем не дает людям разойтись: они знают, что раньше они друг друга слышали и понимали, но теперь что-то сломалось. Это похоже на обновление системы в телефоне: у кого-то «девятка», у кого-то «десятка». И в отношениях точно так же: кто-то развивается, хочет чего-то хочет большего, а другой растет не так быстро. Увидеть изменения внутри отношений, изменения друг друга — это самое сложное.

Что для тебя неприемлемо в мужчине? Что сразу оттолкнет?

Когда мужчина распускает руки. Насилие. Это же неприемлемо? Неприемлемо. Когда мужчина изменяет. Неприемлемо? Неприемлемо.

Однако многие женщины готовы простить измену, закрыть глаза, «понять и простить». Но не ты?

«Понять и простить» — это хорошо, но, наверное, применительно к другим случаям. Для меня неприемлемо, если женщина понимает, что ее муж может периодически ходить налево. Свободные отношения, открытые отношения — по мне это полнейшая чушь и заблуждение. Более того, скорее всего, у кого-то из этих людей просто-напросто психологические проблемы. И, скорее всего, у обоих. Примеров свободных и при этом органичных отношений в реальной жизни ты не увидишь. Всегда на такое смотришь, как на дичь. Потому что этого нет в природе! Самка принадлежит самцу. Самец принадлежит самке. Мы знаем это с детства.

Когда женщина позволяет такое поведение, позволяет над собой моральное насилие, принимает эти правила игры, то это, на мой взгляд, связано с психологическими травмами, полученными в детстве. Для меня это нездоровые отношения.

Есть одна очень классная фраза из пьесы Луиджи Пиранделло «Гиганты горы»: «Голодным ломоть хлеба доставит больше радости, чем сытому любые деликатесы». Так же и в отношениях: можно получать невероятное удовольствие, живя с одним партнером, вместе развиваться, вместе к чему-то стремиться, поддерживать друг друга — и от этого любить друг друга еще сильнее и стремиться к еще более крепкому союзу.

Ты считаешь себя феминисткой?

Нет, вообще не считаю. Более того, совершенно не люблю все эти течения. Сексизм, феминизм… Я не борец за права женщин.

Почему?

Потому что проблемы есть и с одной и с другой стороны. Кто-то говорит, что мужчины не дают женщинам быть женщинами, но чаще всего сами женщины не дают мужчинам быть мужчинами. Я сталкивалась с этим сама в своих отношениях, потому что я привыкла с детства работать, что-то решать, брать на себя ответственность. А ее не нужно было брать! Я слишком рано почувствовала, что я все могу сама: могу заработать себе на хлеб, могу себя обуть, одеть. Но это ощущение — оно неправильное. Просто у меня так сложились обстоятельства в семье. Но у других почему так? Ты уже взрослый человек, у тебя куча литературы, куча информации вокруг. Узнавай, откуда растут ноги, почему ты закольцовываешься на одних и тех же проблемах, почему все время выбираешь слабых мужчин, которые ничего не делают, а ты все время пашешь и пашешь.

Твое детство было счастливым? Почему ты рано начала работать?

Мое детство было счастливым настолько, насколько оно могло быть. Мы рано лишились мамы, нас с братьями воспитывала бабушка. Я всегда хотела быть хорошей, чтобы меня любили. Все время тянулась всем помогать. Мы совсем не богато жили, поэтому в 14 лет, на лето, я пошла работать. На завод. Когда ты сам зарабатываешь себе на жизнь, ты очень быстро становишься самостоятельным. Кто-то такое считает нормальным. Но ты же все равно растешь в неполноценной семье.

Неполноценная семья — это не только когда у тебя кто-то умер из родителей, но и когда родители развелись. И развод родителей всегда имеет последствия. Ребенок привыкает к ощущению, что папа и мама больше не живут вместе. Все, гармония нарушена. Или другой случай: когда родители не любят друг друга и живут вместе только ради детей. Конечно, на детях все это отражается, все это сказывается на их дальнейшей жизни. Они начинают думать, что это норма, и надо объяснять, что на самом деле это деструктивное понятие семьи и его нельзя принимать за положительное. Чтобы у тебя была полноценная семья, ты должен «излечиться» от своих родителей….

Меня, например, вообще никогда не привлекали положительные ребята. Не пьет, не курит, не матерится, учится, читает, изучает язык — ну совершенно не нравились мне такие ребята. Для меня они были скучными, неправильными. А вот «плохие», с болью в душе — такие мне нравились и казались загадочными. А на самом деле я просто на уровне подсознания пыталась повторить историю, которая была у моих родителей.

Знаешь, я мечтаю, чтобы все женщины прочитали книгу «Женщины, которые любят слишком сильно». Мне психолог давал эту книгу, когда я к ней ходила. Она сказала: «Ира, про вас давным-давно все написано. Просто вы этого не знали». Женщины годами наступают на одни и те же грабли, и мужчины тоже. В итоге это какой-то порочный замкнутый круг: мужчины не ведут себя как мужчины, а женщины не ведут себя как женщины. Мы все травмированы — вообще все. Здорового человека рядом с собой не найти. У каждого какие-то психологические проблемы, какие-то комплексы, какие-то проблемы с родителями, во взаимоотношениях с партнером.

Женщины часто переживают из-за внешности, возраста, веса. У тебя были какие-нибудь терзания по поводу одной из каких-то этих тем? И как ты с ними справлялась?

Очень долго были. Я не чувствовала себя девочкой, не чувствовала в себе женственности. Многие-многие годы. Я росла с двумя братьями, папа не мог говорить со мной о женственности, не разбирался в этом, а бабушка учила меня женственности так, как она ее понимала. Фразу «Что же ты делаешь! Ты же девочка» я слышала очень часто. Но мне всегда нравилось играть с мальчишками, а с девчонками не очень. Да, во мне очень много мужского. Конечно, иногда это мешает, переходит в отношения с другими людьми: ты начинаешь больше рулить, напрягаться, не можешь и не умеешь расслабиться. И это сказывается на любви к себе. Иногда я могу смотреть на себя в зеркало и не понимать, как мой муж вообще может меня любить. А иногда я смотрю на себя и думаю: «Боже мой, какая я красивая, какая замечательная, какая красота!». Это качели. Но корень всегда в самооценке, в том, что вкладывали в тебя твои родители, кем они тебя считали.

Обслуживать чужую реальность — самая неблагодарная работа. Мир глянца сделал очень большую подставу женщинам мира, потому что нам постоянно показывают ложь. Показывают такие картинки, которые не сходятся с реальностью, с реальными женщинами.

Расскажи про «Инстаграм»: как долго готовится один ролик, сколько снимается дублей, как долго монтируется — короче, сколько проходит времени с момента, как ты сняла видео, до того, как она появилось на твоей странице?

Раньше я все снимала по наитию: нажимаешь на кнопку записи — останавливаешь, нажимаешь — останавливаешь. Все было сиюминутно, ничего специально я не снимала, не нарезала и не монтировала. Потом мне это перестало уже быть интересным, я просто стала снимать себя и нарезать уже интересные моменты из жизни. На это уходит гораздо больше времени: тут тебе нужно сесть, посидеть, посмотреть, смонтировать, поэтому сейчас роликов меньше. Ну и интерес мой тоже поугас. В этом нет ничего страшного, я к этому все равно отношусь как к фану. Когда хочется — делаю, когда не хочется — не делаю. Сейчас чаще не хочется, чем хочется.

 

Кто у тебя любимчик из твоих персонажей?

Актриса по жизни и Миша.

 

Есть ли у тебя вторая страница, не публичная?

Нет. Я попыталась ее однажды завести, но не сложилось.

 

Что думаешь о хейтерах? Какие их комментарии тебя изумляют?

Я не знаю, как ответить на этот вопрос, потому что я стараюсь жить так, чтобы мнение людей на меня не влияло. Мнение моих близких людей, моей семьи, моих родителей, оно мне интересно и важно, мои друзья для меня ценны, и их мнение для меня ценно. Есть люди, которые тебя любят, есть люди, которые тебя не любят, и обращать внимание и нервничать как из-за первых, так и из-за вторых, — это момент твоей собственной самооценки. Тебя похвалили и ты такой: «Ой, как я себя хорошо чувствую, меня любят». Или тебя, наоборот, захейтили, и ты: «Ой-ах, какие жестокие люди!». Я не всегда читаю комментарии, потому что это все равно может повлиять.

А если муж попросит тебя удалить ролик, ты прислушаешься к его мнению?

Муж не попросит никогда. Мне даже сложно представить, чтобы Гриша такой: «Ир, удали этот ролик!». Даже фантазировать на эту тему странно.

Источник: spletnik.ru