Как минимум четверть из 77 законов в повестке дня последнего заседания Совфеда были резонансными, однако одобрили их почти без обсуждения.
Сенаторы встали на защиту покупателей «безбагажных» авиабилетов, но проигнорировали опасения борцов за свободу в Интернете.
Последнее заседание в рамках весенней сессии Совета Федерации выдалось насыщенным и напряженным. В повестке сенаторов во вторник оказалось 77 законов. Несмотря на то, что как минимум четверть из них вызывает нешуточный общественный интерес, законодатели справились с работой уже к четырем часам дня. По сравнению с Госдумой, которая хотя бы для виду тщательно обсуждает некоторые законопроекты, Совфед явно не стремится играть в имитационную демократию. К большинству из одобренных законов у сенаторов не возникло ни одного вопроса.
И только один закон — о так называемых «безбагажных» авиабилетах, заставил некоторых членов Совфеда вспомнить о правах и интересах простых граждан. Утром с предложением перенести рассмотрение этого вопроса на осень выступил сенатор Антон Беляков. Однако ему дала отпор спикер палаты Валентина Матвиенко, которая заявила, что в случае отказа Совфеда рассмотреть закон он автоматически отправится на подпись президенту РФ. Дело в том, что Совфед не обязан рассматривать все законы, поступающие к сенаторам из Госдумы. Речь идет только о тех из них, которые затрагивают вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции РФ.
Накануне отклонить закон о «безбагажных» билетах предложил комитет Совфеда по конституционному законодательству и госстроительству. Там заявили, что новые нормы «затрагивают права граждан и ведут к их нарушению». Из заключения комитета следует, что закон, по сути, отдается на откуп Минтрансу, который в своих подзаконных актах должен прописать все детали, причем сенаторы подозревают, что сделано это будет в интересах авиакомпаний, а не пассажиров.
В комитете, в частности опасаются, что из-за всех изменений пассажиры будут вынуждены покупать билеты по более дорогому тарифу или попадать в затруднительно положение на стойке регистрации, когда им вдруг сообщат, что надо доплатить, например, за провоз зонтика в ручной клади.
«Закон лоббирует интересы авиаперевозчиков… Накладываются дополнительные поборы. Может, и по весу пассажиров будут устанавливаться нормы — если человек 70 кг, то лети, а если 80 кг — плати за перевес?», — возмущалась на заседании сенатор Людмила Нарусова.
«Мы убираем бесплатный багаж законом, а ручную кладь гарантируем подзаконными актами — а там уже не 8 кг, а 5 кг. Также нет одежды, трости и может получиться так, что придя на посадку, пассажир узнает, что уже очки и контактные линзы нельзя будет на борт взять бесплатно», — сказал сенатор Александр Башкин.
В ходе дискуссии также выяснилось, что при доработке соответствующего законопроекта ко второму чтению в Госдуме Минтранс не представил депутатам проект своего подзаконного нормативного акта. Несмотря на это, Госдума приняла законопроект во втором чтении 19 июля, а с учетом того, что у Минтранса было шесть дней на представление своего документа, он и вывесил его на всеобще обозрение лишь накануне, вызвав возмущение общественности.
Однако, как сообщил вице-спикер Совфеда Николай Федоров, этот проект «негласный». «Скорее всего, он будет отозван. Минтранс создаст спецгруппу, чтобы обеспечить участие всех заинтересованных лиц по доработке приказа и на первом же заседании Совфеда в сентябре отчитается», — заверил Федоров.
Другие же сенаторы призвали не «демонизировать» новые правила, а по достоинству оценить предлагаемые ими преимущества. «Закон позволяет пассажирам без багажа получить льготный билет — в этом его суть. Сейчас командировочный летит без багажа. Новый закон предоставляет ему возможность купить билет дешевле, сегодня такого права и опции нет. Остальные проблемы будут решаться, в том числе в рамках созданной рабочей группы, которая до конца года озвучит свои предложения», — сказала Матвиенко.
Она заверила, что у сенаторов нет оснований для отклонения соответствующего федерального закона. «Претензий юридических нет, юридических оснований нет. Есть эмоции и недовольство. Как к костюму: к пуговицам претензий нет, к карманам тоже, но костюм сидит плохо», — провела аналогию спикер Совфеда.
Автора же «негласного» проекта Минтранса Матвиенко призвала наказать, «чтобы больше не писал таких глупостей». «Мы не допустим, чтобы Минтранс принял акты, которые бы ухудшали права граждан — это невозможно. Мы будем жестко реагировать», — пообещала спикер.
Между тем, пришедший на заседание замминистра транспорта Сергей Аристов заявил, что принятый закон не предусматривает императивных норм и создает условия для альтернативных вариантов и комбинированных расчетов при продаже билетов. Что же касается ручной клади, то, по его словам, бесплатный вес такого багажа на сегодняшний день не закреплен ни в одном нормативно-правовом акте.
Споры на Большой Дмитровке вызвал и закон о введении курортного сбора, который начнет взиматься уже в следующем году в четырех российских регионах — Крыму, Алтайском, Краснодарском и Ставропольском краях. Пока не более 50 рублей в день с человека и только в качестве эксперимента, который продлится четыре года, при этом каждый из регионов сможет выйти из него в любой момент. Если затея удастся, сбор введут по всей стране.
Сенаторы выступали не столько против введения курортного сбора, сколько требовали решить вопрос с «частниками», которые сдают койко-места туристам, но не хотят регистрироваться ни в качестве индивидуальных предпринимателей, ни как самозанятые граждане и платить налоги. «Владельцы гостиных домов уйдут в тень — будут принимать „друзей“ по 50-60 человек», — предположил сенатор Александр Башкин. Однако его коллега из Крыма Ольга Ковитиди напомнила, что в советские время туристы оставляли на курорте по рублю, а теперь сбор пополнит местный бюджет на 16,5 млрд рублей.
Практически без лишних вопросов сенаторы приняли и законы, вводящие новые ограничения в Рунете. Речь идет о новых обязанностях мессенджеров идентифицировать пользователей по номеру мобильного телефона, а также запрете анонимайзеров и других способов обхода блокировок сайтов, доступ к которым был запрещен. Замечания здесь нашлись только у сенатора Антона Белякова, который предположил, что за одним из этих законов скрываются «корыстные интересы» сотовых операторов, и дело тут вовсе не в борьбе с терроризмом и мошенничеством, а в стремлении вынудить население «платить операторам и компенсировать рост тарифов и цен».
Наконец, вслед за депутатами Госдумы, сенаторы также осудили ожидаемый снос советских памятников в Польше, в том числе бойцам Красной армии, освобождавших эту страну от гитлеровских войск. При этом члены Совфеда пошли дальше коллег с Охотного ряда и призвали президента РФ ввести против Польши ответные санкции.
Елена Земскова
Источник: