Во многих странах технику с большим сроком эксплуатации запрещено использовать в пассажирских перевозках. Но в России таких ограничений нет.
Громкая трагедия на Кубани, где упавший в море автобус унес жизни 19 человек, вновь ставит вопрос о запрете использования устаревших транспортных средств — по крайней мере, для групповых перевозок людей. Как считают эксперты, причиной аварии, скорее всего, стал «преклонный возраст» разбившегося автобуса.
Напомним, что 25 августа автобус, перевозивший рабочих в районе поселка Волна Краснодарского края, выехал на пирс и сорвался в воду. Из 51 человека, находившегося внутри, 18 погибли сразу, еще один впоследствии скончался в больнице. Следственный комитет возбудил по данному факту уголовное дело. Причиной трагедии экспертиза Ространснадзора назвала неисправность тормозной системы.
Специалисты сходятся во мнении, что основным фактором, спровоцировавшим аварию, стало плачевное техническое состояние автобуса, обусловленное слишком интенсивной эксплуатацией и «преклонным возрастом» транспортного средства.
«Очевидно, что это — старый автобус, который уже не отвечал современным требованиям, предъявляемым к эффективности систем торможения, рулевого управления и другим элементам активной безопасности», — заявила вице-президент Группы ГАЗ Елена Матвеева.
(Фото: МЧС России)
По словам представителя компании ГАЗ, запас прочности конструкции старых автобусов, независимо от их марки и производителя, со временем снижается в 1,5—2,5 раза, что увеличивает риск внезапного выхода из строя узлов и агрегатов. Поэтому во многих развитых странах мира автобусы с большим сроком эксплуатации запрещено использовать в пассажирских перевозках.
Например, в Австрии средний возраст задействованных на линиях автобусов составляет 6,7 года, в Дании — 6 лет, в Финляндии — 5,7 года, во Франции — 7,7 года, в Германии — 6,9 года, в Великобритании — 5,9 года. К сожалению, в России аналогичных требований, ограничивающих в законодательном порядке срок эксплуатации автобусов, не существует.
(Фото: МЧС России)
«То, что в нашей стране происходит с автобусами, вообще ужасает. Чем дальше от Москвы, тем больше беспредела. Автобусы старые, еле перемещаются, ни о какой технике безопасности речи не идет. Глянешь на автобус в провинции — и волосы дыбом встают», — отмечает эксперт межрегиональной организации «Город и Транспорт» Владимир Валдин.
Между тем попытки обезопасить россиян от рисков, сопряженных с использованием старых транспортных средств, в прошлом все же предпринимались. Например, в декабре 2013 года правительство подписало постановление об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами, налагающее запрет на использование для перевозки организованных групп детей автобусов старше 10 лет. Однако этот документ так и не вступил в силу. В июле 2017 года премьер-министр Дмитрий Медведев в очередной, пятый по счету раз отложил введение запрета под предлогом обеспечения возможности субъектам РФ и организациям-перевозчикам завершить обновление парка автобусов.
Очевидно, что распоряжение правительства саботируется не просто так. Эксперты транспортной отрасли не исключают, что речь идет о лоббировании использования старой техники со стороны Российского союза туриндустрии и ряда заинтересованных ведомств, в том числе Минтранса. А в результате возникают все новые аварии и продолжают гибнуть люди, которых приносят в жертву ведомственным интригам и чиновничьей волоките.
Андрей Михайлов
Самые интересные статьи «Росбалта» читайте на нашем канале в Telegram.
Источник: